Елабуга поручилась. Ректора, обвиняемого в убийстве «авторитета», просят освободить из «Кремлевского централа»
Как стало известно “Ъ”, тысячи жителей Елабуги, студентов и преподавателей, а также известные ученые и чиновники потребовали освободить из СИЗО «Матросская Тишина» Ильшата Гафурова — ректора одного из крупнейших в России Казанского федерального университета (КФУ).
Следственный комитет России (СКР) обвиняет господина Гафурова в подстрекательстве к покушению и убийству криминального авторитета, совершенных в 1999 году. Во вторник суд рассмотрит ходатайство следствия о продлении ареста фигуранту.
С ходатайством о продлении ареста в Басманный райсуд обратился следователь главного следственного управления (ГСУ) СКР, возглавляющий бригаду по делу в отношении 60-летнего Ильшата Гафурова.
Следует отметить, что уголовное дело по ст. 30, 33, ч. 2 ст. 105 УК РФ (подстрекательство к приготовлению к убийству и подстрекательство к убийству) в отношении ректора КФУ в конце декабря прошлого года лично возбудил начальник ГСУ СКР генерал-майор юстиции Денис Колесников. Его подчиненные задержали господина Гафурова — он был доставлен из Татарстана в Москву и арестован. По версии сотрудников управления по расследованию преступлений прошлых лет, которое входит в следственный главк, в 1999 году у господина Гафурова, который тогда возглавлял Елабугу, произошел конфликт с городским депутатом и авторитетным бизнесменом Айдаром Исрафиловым. Следствие считает, что вначале нанятый господином Гафуровым киллер отказался выполнять заказ, рассказав о нем потерпевшему. Однако позднее Айдара Исрафилова застрелили в Москве на парковке у стадиона ЦСКА.
О том, что Ильшат Гафуров причастен к преступлению, следствие узнало из показаний, которые дал один из лидеров ОПС «29-й комплекс» Адыган Саляхов, отбывающий длительный срок за многочисленные убийства и руководство бандой. Затем их подтвердили еще трое его подручных, которые также давно осуждены.
Более чем через 20 лет после преступления они вспомнили, что за убийство депутата господин Гафуров обещал им $50 тыс., что якобы он лично обсуждал детали будущих покушений с исполнителями и даже ездил для этого в Москву.
Адвокаты господина Гафурова провели собственное разбирательство по делу, отмечая, что если между господином Гафуровым и его предполагаемой жертвой и был конфликт по поводу использования городского имущества, то для его решения чиновнику вовсе не требовалось обращаться к боевикам из «29-го комплекса», а все можно было решить бесплатно, используя административные ресурсы. Был для этого и вполне весомый повод: Айдар Исрафилов подозрительно использовал городское имущество — местный кинотеатр «Кама», в котором потом был открыт ночной клуб, где активно распространялись наркотики.
Защита господина Гафурова полагает, что с Айдаром Исрафиловым действительно разобрались люди из «29-го комплекса», только у этого преступления был иной мотив.
ОПС из Набережных Челнов, как следует из ранее вынесенных приговоров, в том числе за убийство господина Исрафилова, пыталось распространить свое влияние на другие территории, убирая местных «авторитетов», которые могли ему помешать. Одним из них и был господин Исрафилов, по оперативным данным, возглавлявший группировку, названную по его имени «айдароновские». Согласно ранее вынесенным приговорам, он был убит в ходе борьбы с ОПС за перераспределение сфер влияния. Признание боевиков, которое легло в основу дела, защитники объясняют просто: получив сроки от 20 лет до пожизненного, они пытаются теперь досрочно выйти на свободу. При этом почти 20-летнее молчание они объяснили тем, что все это время опасались главы администрации небольшого, с населением 73 тыс. человек, татарского города, а впоследствии ректора крупного (50 тыс. студентов) университета. Кстати, по приговорам суда эти лица характеризовались как исключительно опасные, дерзкие, действующие с особой жестокостью и изощренностью преступники. Между тем из судебных документов следует, что причастность господина Гафурова к инкриминируемым ему преступлениям подтверждается лишь показаниями этих четырех бывших участников ОПС.
Защита ректора КФУ, в свою очередь, просит перевести его из спецблока СИЗО «Матросская Тишина», известного как «Кремлевский централ», в квартиру, которую господин Гафуров имеет в Москве и где он может находиться под домашним арестом во время следствия. В этом адвокатов поддержали более 2 тыс. жителей Елабуги, собравших подписи на 128 листах: известные ученые, научный совет, преподаватели и студенты КФУ, медики, различные чиновники, правозащитники, общественные и религиозные деятели.
Николай Сергеев
© Газета «Коммерсантъ» №27 от 15.02.2022, стр. 4
07.02.2023
23.11.2022
25.10.2022