Как стало известно «Ъ», Самарский областной суд, несмотря на решения пленума Верховного суда и Совета судей России, фактически узаконил содержание обвиняемого под стражей вне места проведения предварительного следствия.

Самарский областной суд

Самарский областной суд

Фото: Юрий Стрелец, Коммерсантъ

Речь идет о бывшем ректоре Казанского (Приволжского) федерального университета Ильшате Гафурове, который в прошлом году по ходатайству Главного следственного управления СКР был арестован Басманным райсудом Москвы по обвинению в причастности к двум покушениям на елабужского депутата и криминального авторитета Айдара Исрафилова в 1999 году, одно из которых завершилось его убийством. Исполнителями и организаторами выступали боевики из организованного преступного сообщества «29 комплекс», осужденные за это и другие преступления. Через много лет они внезапно вспомнили, что к ликвидации был якобы причастен тогдашний глава Елабуги Гафуров. Сам он обвинение категорически отрицает.

По ходатайству следственного главка, 60-летнего ученого этапировали в Тольятти для проведения психиатрической экспертизы, которую вполне можно было сделать в столице. А после ее завершения экс-ректор почему-то задержался в автограде, Центральный райсуд которого продлил ему арест на три месяца. Обжалуя меру пресечения, адвокаты Ильшата Гафурова указали, что она не соответствует требованиям пленума Верховного суда, поскольку должна была избираться судом по месту проведения предварительного следствия, то есть Басманным.

Ильшат Гафуров, экс-ректор Казанского (Приволжского) федерального университета

Ильшат Гафуров, экс-ректор Казанского (Приволжского) федерального университета

Фото: Басманный районный суд

Защитник ученого Александр Нарышкин также обратил внимание «Ъ» на то, что буквально накануне рассмотрения жалобы в Самарском областном суде председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев на совете судей призвал сократить аресты и чаще использовать меры пресечения, не связанные с содержанием под стражей.

Апелляционная инстанция, приобщив к делу материалы, положительно характеризующие обвиняемого Гафурова, который действительно много сделал для развития науки в стране, жалобу адвокатов отклонила. Мотивы, которыми руководствовался самарский суд, пока не известны, поскольку само решение стороны не получили. «Данное решение будет обжаловано как необоснованное и незаконное»,— добавил господин Нарышкин.

Николай Сергеев

Как стало известно “Ъ”, тысячи жителей Елабуги, студентов и преподавателей, а также известные ученые и чиновники потребовали освободить из СИЗО «Матросская Тишина» Ильшата Гафурова — ректора одного из крупнейших в России Казанского федерального университета (КФУ).

Следственный комитет России (СКР) обвиняет господина Гафурова в подстрекательстве к покушению и убийству криминального авторитета, совершенных в 1999 году. Во вторник суд рассмотрит ходатайство следствия о продлении ареста фигуранту.

С ходатайством о продлении ареста в Басманный райсуд обратился следователь главного следственного управления (ГСУ) СКР, возглавляющий бригаду по делу в отношении 60-летнего Ильшата Гафурова.

Следует отметить, что уголовное дело по ст. 30, 33, ч. 2 ст. 105 УК РФ (подстрекательство к приготовлению к убийству и подстрекательство к убийству) в отношении ректора КФУ в конце декабря прошлого года лично возбудил начальник ГСУ СКР генерал-майор юстиции Денис Колесников. Его подчиненные задержали господина Гафурова — он был доставлен из Татарстана в Москву и арестован. По версии сотрудников управления по расследованию преступлений прошлых лет, которое входит в следственный главк, в 1999 году у господина Гафурова, который тогда возглавлял Елабугу, произошел конфликт с городским депутатом и авторитетным бизнесменом Айдаром Исрафиловым. Следствие считает, что вначале нанятый господином Гафуровым киллер отказался выполнять заказ, рассказав о нем потерпевшему. Однако позднее Айдара Исрафилова застрелили в Москве на парковке у стадиона ЦСКА.

О том, что Ильшат Гафуров причастен к преступлению, следствие узнало из показаний, которые дал один из лидеров ОПС «29-й комплекс» Адыган Саляхов, отбывающий длительный срок за многочисленные убийства и руководство бандой. Затем их подтвердили еще трое его подручных, которые также давно осуждены.

Более чем через 20 лет после преступления они вспомнили, что за убийство депутата господин Гафуров обещал им $50 тыс., что якобы он лично обсуждал детали будущих покушений с исполнителями и даже ездил для этого в Москву.

Адвокаты господина Гафурова провели собственное разбирательство по делу, отмечая, что если между господином Гафуровым и его предполагаемой жертвой и был конфликт по поводу использования городского имущества, то для его решения чиновнику вовсе не требовалось обращаться к боевикам из «29-го комплекса», а все можно было решить бесплатно, используя административные ресурсы. Был для этого и вполне весомый повод: Айдар Исрафилов подозрительно использовал городское имущество — местный кинотеатр «Кама», в котором потом был открыт ночной клуб, где активно распространялись наркотики.

Защита господина Гафурова полагает, что с Айдаром Исрафиловым действительно разобрались люди из «29-го комплекса», только у этого преступления был иной мотив.

ОПС из Набережных Челнов, как следует из ранее вынесенных приговоров, в том числе за убийство господина Исрафилова, пыталось распространить свое влияние на другие территории, убирая местных «авторитетов», которые могли ему помешать. Одним из них и был господин Исрафилов, по оперативным данным, возглавлявший группировку, названную по его имени «айдароновские». Согласно ранее вынесенным приговорам, он был убит в ходе борьбы с ОПС за перераспределение сфер влияния. Признание боевиков, которое легло в основу дела, защитники объясняют просто: получив сроки от 20 лет до пожизненного, они пытаются теперь досрочно выйти на свободу. При этом почти 20-летнее молчание они объяснили тем, что все это время опасались главы администрации небольшого, с населением 73 тыс. человек, татарского города, а впоследствии ректора крупного (50 тыс. студентов) университета. Кстати, по приговорам суда эти лица характеризовались как исключительно опасные, дерзкие, действующие с особой жестокостью и изощренностью преступники. Между тем из судебных документов следует, что причастность господина Гафурова к инкриминируемым ему преступлениям подтверждается лишь показаниями этих четырех бывших участников ОПС.

Защита ректора КФУ, в свою очередь, просит перевести его из спецблока СИЗО «Матросская Тишина», известного как «Кремлевский централ», в квартиру, которую господин Гафуров имеет в Москве и где он может находиться под домашним арестом во время следствия. В этом адвокатов поддержали более 2 тыс. жителей Елабуги, собравших подписи на 128 листах: известные ученые, научный совет, преподаватели и студенты КФУ, медики, различные чиновники, правозащитники, общественные и религиозные деятели.

Николай Сергеев

© Газета «Коммерсантъ»